Виды начертаний
Из начертаний внутри одной гарнитуры чаще всего используются прямое (англ. rотап) и курсивное (italic). Последнее призвано имитировать наклоненный вправо, более округлый и беглый рукописный почерк, сохраняющий тем не менее графические особенности прямого начертания и хорошо сочетающийся с ним. Курсивная разновидность есть у всех текстовых шрифтов с засечками и у большинства рубленых шрифтов, хотя для последних создать близкий по стилю курсивный вариант значительно труднее, и некоторые из рубленых и моноширинных шрифтов употребляют вместо курсива просто слегка перекошенное вправо (англ. oblique) основное начертание (рис. 2,7). Большинство декоративных шрифтов не имеют курсива вообще.
Вторая важная ось, по которой варьируется начертание шрифта, — это насыщенность (англ. weight), определяемая толщиной штрихов и соотношением площади белого и черного в рисунке букв. Первую ступень увеличения насыщенности иногда называют «bold face» по-английски и «жирный шрифт» по-русски, хотя правильнее называть это начертание полужирным (demi-bold). Этот параметр, в отличие от курсива, наоборот, удобнее менять у рубленых шрифтов, — многие из которых, помимо обычного и полужирного, имеют также светлое (light), жирное и даже
abcdef abcdef abcdef abcdef
abcdef abcdef
Рис. 27
Принципы построения курсива у шрифтов с засечками (Тайме), рубленых (Гельветика) и моноширинных (Курьер)
126
abcdefghijklmnopqr
abcdefghijklmnop abcdefghijklmm abcdefghijklir
Рис. 28 Рубленые шрифты обычно имеют богатый набор вариации насыщенности
сверхжирное (extra bold) начертания (рис. 28). Шрифты с засечками, как правило, ограничиваются обычным и полужирным начертаниями. Декоративные шрифты редко имеют вариации насыщенности.
С насыщенностью связана еще одна характеристика шрифта — его ширина (width). Как правило, ширина букв слегка меняется при изменении насыщенности, однако у некоторых шрифтов есть и особые варианты — сжатые (condensed) или растянутые (expanded) по горизонтали при неизменной насыщенности.